Публикации
Мониторинг федеральных СМИ

Доказано расчётами
Доказано расчётами
Четверг, 23.05.2013 08:41
2020

Отделение инфраструктуры от железнодорожных перевозок будет стоить дорого для бюджета.

 

На расширенном заседании комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре российские и иностранные эксперты посчитали, что решение о возможном разделении перевозки от инфраструктуры в каждом случае должно приниматься индивидуально. В российских условиях расчёты показывают, что нужно сохранять вертикальную интеграцию отрасли.

 

Вопрос о том, нужно ли отделять перевозки от инфраструктуры согласно Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, должен быть решён к 2015 году. Как заметил, открывая заседание, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, анализ европейского опыта реформ поможет России избежать ошибок и принять верное решение. «У нас есть пример Великобритании как не нужно делать реформу, – заявил Владимир Якунин. – Частный бизнес в первую очередь ориентирован на получение прибыли, и поэтому он не может отдавать приоритет безопасности и балансированию всей экономики».

 

Тем не менее в Европе приняли решение о подобном разделении в рамках четвёртого законодательного пакета Европейской комиссии. При этом проведённое в 2012 году исследование «Экономические эффекты вертикального разделения в железнодорожном секторе» не выявило положительной взаимосвязи между разделением и развитием конкуренции, ростом грузовых перевозок и доли железных дорог в этих перевозках.

 

«Нет никаких признаков повышения эффективности работы железнодорожного транспорта при переходе к полностью либерализованной системе предоставления услуг», – отметил Владимир Якунин.

 

Институт естественных монополий изучил 25 работ, где прямо или косвенно изучается этот вопрос. В них использовались различные методики моделирования.

 

«Большинство авторов (в 16 из 25 работ) считают, что универсальной рекомендации по поводу целесообразности разделения не существует, для каждой железнодорожной системы нужно принимать решение по отдельности, учитывая все условия, – сообщил генеральный директор института Юрий Саакян. – В шести работах признана нецелесообразность разделения, причём все они посвящены данной теме напрямую. И только в трёх эксперты считают, что это принесёт положительный эффект, однако научная работа по этой теме всего одна, а остальные две – аналитические обзоры».

 

Юрий Саакян напомнил, что ещё в 2009 году его институт выполнил расчёты по российской специфике и пришёл к выводу, что разделение будет стоить грузоотправителям 220 млрд руб. дополнительных расходов в год в условиях 2007 года.

 

Российская специфика состоит в том, что здесь очень большие расстояния, на одной и той же инфраструктуре существуют и грузовые, и пассажирские перевозки, грузовые поезда в несколько раз тяжелее, доля перевозок в экономике очень большая, на многих направлениях – дефицит пропускных способностей. И если в Европе с её хорошо развитой транспортной сетью и альтернативными автомобильными маршрутами можно относительно безболезненно поэкспериментировать с разделением, то в России негативные результаты будут более тяжёлыми. Одно из последствий будет в том, что государству придётся значительно увеличить дотации РЖД. Как подсчитал партнёр и управляющий директор московского офиса Boston Consulting Group Андрей Тимофеев, доходная база компании к 2030 году снизится на 24%, а операционный денежный поток – ещё на 20%. Понятно, что с такими показателями рассчитывать на развитие инфраструктуры за счёт компании не приходится.

 

Соавтор европейского исследования директор нидерландской компании Inno-V Дидье ванн де Вельде подтвердил, что в условиях высокой плотности перевозок и в случае, если грузоперевозки имеют большую долю в выручке, издержки разделения лишь увеличиваются. При этом не нашёл подтверждения тот факт, что реформа как-то влияет на усиление конкуренции.

 

По традиционному показателю развития конкуренции, применяемому в экономике, в ЕС уровень конкуренции на железных дорогах считается низким, и лишь в США он соответствует среднему уровню. Но как раз в США и существуют вертикально интегрированные холдинги, и там модель перевозок более успешна, чем в Европе, поскольку много дублированных дорог и существует реальная конкуренция, полагает профессор университета Тулузы Марк Ивальди.

 

«У нас во Франции разделение произведено, и в результате конкуренции нет, а задолженность «Французских железных дорог» увеличивается на 1,5 млрд евро ежегодно», – говорит профессор.

 

Учесть американский опыт предложил доцент колледжа бизнеса Университета Северной Дакоты Джон Битцан. Если разделить трафик между большим количеством мелких операторов, то затраты вырастут, способы экономии тех же ресурсов у операторов весьма ограничены, поэтому вертикально интегрированные компании предпочтительнее.

 

«С учётом высокой плотности перевозок в российских условиях можно рассмотреть альтернативную модель конкуренции вертикально интегрированных железных дорог между собой, – говорит Джон Битцан. – В американских условиях, как правило, две железные дорога конкурируют за клиентов. В европейской части России много железных дорог, а на Востоке страны у правительства есть планы расширить БАМ, он и может составить конкуренцию Транссибирской магистрали. Это будет конкуренция без увеличения затрат, присущих разделению».

 

Тем не менее, как напомнил Владимир Якунин, в компании негативно относятся и к приватизации локомотивной тяга.

 

Итог дискуссии подвёл заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. Он предложил в протоколе отметить не только негативные оценки, к которым пришли эксперты, но и сделать однозначные выводы и заключение от имени комиссии РСПП.

 

Сергей ПЛЕТНЁВ,

ГУДОК

 






Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь c «Правилами комментирования».

Правила комментирования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме. Мы оставляем за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил, в том числе, закрепленных в РФ законодательно.
1. Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения - заголовке, тексте, подписи и пр.)
2. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
3. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
4. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
5. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
6. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки, типа «Надо же, че придумали» или «Надоели уже! Одно и то же...» и т.п.
7. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами).
8. Аватар и ник являются составной частью комментария. На содержание аватара и ника распространяются все указанные выше требования. При несоответствии аватара и ника указанным правилам сообщение будет удалено.
9. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
10. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста. Допускаются корректно высказанные претензии с аргументацией («вы сморозили чушь, потому что на самом деле...»).
Примечание:
1. В период любой избирательной компании запрещается публикация комментариев, в которых в той или иной форме выражены предпочтения какому-либо кандидату. Запрещены высказывания типа: «Я буду голосовать за того-то» или «Я не буду голосовать за того-то».
2. Запрещены комментарии агитационного характера. В частности, будут отклоняться позитивно или негативно окрашенные высказывания о кандидате и информация, не связанная с его профессиональной деятельностью.
3. Запрещается размещение сообщений, призывающих бойкотировать выборы.
В случае распространения не соответствующих действительности сведений, способных причинить вред чести, достоинству и деловой репутации физических и юридических лиц, ответственность за это несет сам комментатор, а не редакция сайта.

 
 
Интерактивный опрос
Вам нравится Ваша работа?
(Вы можете выбрать только один вариант ответа)

  Да, это идеальная работа

  Не люблю свою работу, еле досиживаю до конца рабочего дня

  В принципе, нормально, ещё платили бы побольше

  Я не работаю

  Иное отношение

 
Видео
"Единая Россия": работа фракции в Государственной Думе. Репортаж ER.RU
2013-05-22 09:27:00