Публикации
Мониторинг федеральных СМИ

Полярный маршрут
Полярный маршрут
Среда, 22.05.2013 08:05
1646

Северный морской путь (СМП) – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком – в скором времени может стать одним из важнейших транспортных коридоров на планете, соединив Европу и Азию. По сути, это изменит всю логистику грузовых перевозок в мировом масштабе. На освоение СМП возлагают надежды крупнейшие экономики мира, но Россия играет в этом процессе ведущую роль.

 

Ледниковый период

 

Северный морской путь – это маршрут из Атлантического в Тихий океан вдоль северного побережья Сибири от Новой Земли до Берингова пролива. Современные ледоколы могут обеспечить навигацию на этом маршруте до четырех месяцев в году. По сравнению с маршрутами по южным морям и океанам использование СМП сокращает время в пути грузов между Северной Европой и Северо-Восточной Азией почти на 40%. Для России СМП имеет еще и важное стратегическое значение как маршрут транспортировки с Крайнего Севера углеводородного и минерального сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. На этом пути сосредоточена и целая сеть уникальных наблюдательных станций, без существования которых не обойтись отечественным и зарубежным научным сообществам, изучающим Крайний Север.

 

«К 90-м годам прошлого столетия инфраструктура Северного морского пути соответствовала требованиям по обеспечению безопасных условий плавания»,– рассказывают эксперты Минтранса. Но распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства негативно сказались на состоянии СМП. По данным Минтранса, после 1993 года транзитные перевозки носили случайный характер – в отдельные годы не более одного-трех рейсов. К концу 90-х годов работа Севморпути была практически парализована.

Только последние несколько лет наметилась тенденция к увеличению объемов морских перевозок. В течение 2005-2007 годов эти объемы превысили 2 млн тонн и продолжают увеличиваться. По данным Минтранса, за 2007 год по СМП прошло 2 рейса, за 2008-й – 3, за 2009-й – 5, за 2010-й – 10, за 2011-й – 41, за 2012 год – 36 рейсов (из них 25 судов с грузом, 11 – с балластом). Всего за 2011 год по СМП транзитом было перевезено около 835 тыс. тонн грузов, в 2012-м – 1,2 млн тонн грузов. Несмотря на очевидную динамику, до пика объема перевозок, как в далеких 80-х годах прошлого века, еще далеко. Катализаторами развития СМП станут разведанные запасы углеводородов, минерального сырья и других полезных ископаемых на шельфе.

 

Секретный фарватер

 

Официальными претендентами на ресурсы арктического шельфа и дна Северного Ледовитого океана называют США, Канаду, Данию, Норвегию и Исландию. Немалый интерес к Арктике проявляют Германия, Япония, Индия и Китай. Россия активно отстаивает свои геополитические интересы и поддерживает постоянное присутствие в регионе. В конце ноября прошлого года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Этот документ определяет понятие акватории СМП и предусматривает создание администрации СМП в форме федерального учреждения, которое принимает и рассматривает заявления на право плавания в акватории, а также выдает разрешения на плавание.

 

В условиях обострившейся международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа возрастает и значение российского атомного ледокольного флота. В настоящее время на трассах Северного морского пути действуют девять линейных ледоколов (из них пять атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы», и четыре дизельных). Развитие ледокольного флота России проходит в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». За счет средств федерального бюджета планируется строительство одного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт и четырех линейных дизельных ледоколов (линейный дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт и три линейных ледокола типа ЛК-16). Так, в 2012 году состоялась закладка ледокола мощностью 25 МВт на Балтийском заводе и ледокола мощностью 16 МВт – на Выборгском судостроительном заводе. Немаловажным фактором увеличения востребованности мощных линейных атомных ледоколов стал наметившийся в 2008 году перелом в ходе климатических процессов формирования ледяного покрова в Арктике. К началу полярной зимы площадь распространения льдов в морях Арктики и Центрального Арктического бассейна увеличилась на 1 млн кв. км по сравнению с аналогичным показателем 2007 года.

 

Важным показателем будущего стремительного развития СМП стало подписание генерального соглашения между Росатомом и НОВАТЭКом о сотрудничестве в части бесперебойной ледокольной проводки судов на трассах СМП, в том числе из порта Сабетта, при перевозках генеральных строительных грузов и готовой продукции производства завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал. Это соглашение предусматривает заключение долгосрочного договора на оказание услуг по ледокольной проводке судов по Северному морскому пути сроком действия не менее 15 лет. Уже начал осваивать СМП российский концерн «Газпром», который в конце декабря 2012 года завершил первую в мире перевозку сжиженного природного газа по Северному морскому пути.

 

Безопасное освоение

 

Важным аспектом освоения СМП станет экология. Пока рано говорить о влиянии увеличения грузооборота по трассе СМП на состояние окружающей среды как в море, так и на близлежащих прибрежных территориях, но Арктика и без активного судоходства на трассе СМП имеет потенциальные источники загрязнения окружающей среды. «В советское время там работало много станций наблюдения, которые требовали соответствующего обеспечения и людскими ресурсами, и техникой, и топливом. В период летней навигации завозилось огромное количество горюче-смазочных материалов в бочках и множество другого необходимого обеспечения. И все это делалось со значительным аварийным запасом. Обратно ничего не вывозилось,– рассказывает Андрей Золотков, руководитель мурманской региональной общественной экологической организации «Беллона-Мурманск».– Неудивительно, что сегодня поднят вопрос о «генеральной уборке» Арктики. Разговор идет о десятках тысячах тонн отходов, которые оказались бесхозными, активно ржавеют и в конце концов в ближайшее время могут оказаться в море. Кроме того, в Карском море и в бухтах архипелага Новая Земля производились затопления радиоактивных отходов и объектов с отработавшим ядерным топливом».

 

Впрочем, на Ямале очистка Арктики уже началась: в прошлом году завершилась экспедиция на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», в ходе которой была проведена оценка техногенного загрязнения природы Ямальского и Тазовского районов и проведен экологический мониторинг полуостровов Ямал и Гыдан.

 

Важным проектом стала и «генеральная уборка» острова Белый. В прошлом году экологический отряд очистил территорию площадью 6 тыс. кв. м (это примерно треть площади острова), вывезя 75 тонн металлолома и иного мусора, оставленного в советское время военными и геологами. В этом году уборку острова продолжат отряды волонтеров.

 

«На острове Белый предполагается разместить современный научный центр, куда будут съезжаться ученые со всего мира и проводить исследования по изучению уникальной арктической флоры и фауны»,– отметил заместитель губернатора Ямала, руководитель окружного департамента международных и внешнеэкономических связей Александр Мажаров.

 

Таким образом, в настоящее время нет оснований думать, что судоходство на трассе СМП станет экологической угрозой для Арктики. Основные опасения связаны с результатами прошлой деятельности в районах Крайнего Севера и наступательными планами ряда крупных компаний относительно шельфовых разработок месторождений нефти и газа в сложных климатических условиях.

 

Ольга КОРОЛЕВА,

КОММЕРСАНТЪ-ВЛАСТЬ






Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь c «Правилами комментирования».

Правила комментирования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме. Мы оставляем за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил, в том числе, закрепленных в РФ законодательно.
1. Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения - заголовке, тексте, подписи и пр.)
2. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
3. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
4. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
5. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
6. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки, типа «Надо же, че придумали» или «Надоели уже! Одно и то же...» и т.п.
7. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами).
8. Аватар и ник являются составной частью комментария. На содержание аватара и ника распространяются все указанные выше требования. При несоответствии аватара и ника указанным правилам сообщение будет удалено.
9. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
10. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста. Допускаются корректно высказанные претензии с аргументацией («вы сморозили чушь, потому что на самом деле...»).
Примечание:
1. В период любой избирательной компании запрещается публикация комментариев, в которых в той или иной форме выражены предпочтения какому-либо кандидату. Запрещены высказывания типа: «Я буду голосовать за того-то» или «Я не буду голосовать за того-то».
2. Запрещены комментарии агитационного характера. В частности, будут отклоняться позитивно или негативно окрашенные высказывания о кандидате и информация, не связанная с его профессиональной деятельностью.
3. Запрещается размещение сообщений, призывающих бойкотировать выборы.
В случае распространения не соответствующих действительности сведений, способных причинить вред чести, достоинству и деловой репутации физических и юридических лиц, ответственность за это несет сам комментатор, а не редакция сайта.

 
 
Интерактивный опрос
Вам нравится Ваша работа?
(Вы можете выбрать только один вариант ответа)

  Да, это идеальная работа

  Не люблю свою работу, еле досиживаю до конца рабочего дня

  В принципе, нормально, ещё платили бы побольше

  Я не работаю

  Иное отношение

 
Видео
"Единая Россия": работа фракции в Государственной Думе. Репортаж ER.RU
2013-05-22 09:27:00